Народные инструменты

Отдел народных  инструментов - один из самых крупных отделов школы. В состав отдела народных инструментов входят: струнные щипковые инструменты (домра, балалайка, гусли, гитара) и клавишные народные инструменты (баян, аккордеон). 

            Заведующая отделом струнных щипковых инструментов - Ивенская Ольга Ивановна.

Преподаватели отдела: Афанасьева Н.И., Бакланова О.А., Городецкий С.Д., Гафуров Н.Н., Дьяченко Н.Ю., Лазовская Л.Л., Пушкаренко Е.А., Субботин А.О., Чеботарева И.Ю.

     Количество обучающихся за счет бюджетных ассигнований - на народных струнных инструментах - 50, на гитаре - 50, по договорам об образовании за счет средств физических лиц - 3 чел.

folkotd.gif

            Огромную роль в музыкальном воспитании учащихся играют концертмейстеры, работающие на отделе:  Аптекарь-Айнагулова С.В., Аптекарь-Айнагулова В.В.,Бандурина Л.С.., Хромова Л.В., Чугай О.В

            Учащиеся отдела принимают активное участие не только во всех мероприятиях школы, но и в музыкальной жизни Москвы, фестивалях и конкурсах различного уровня.

Результатом большой работы преподавательского составы стали выступления учащихся на:

- Московском открытом конкурсе имени В.Андреева, где были награждены дипломами лауреатов 1-ой степени двое учащихся;

- на 4-ом Московском конкурсе имени. Н. Будашкина получили три диплома лауреатов 1-ой степени;

-на детском фестивале искусств «Московские звездочки» и «Северные звездочки» успешно выступили и были награждены дипломами лауреатов пять учащихся школы.

Наши учащиеся стали лауреатами  Межрегионального  фестиваля «Молодые таланты России», Международного  фестиваля «Созвездие мастеров», Зонального открытого конкурса «Юный исполнитель на народных инструментах», Московском открытом конкурсе «Музыка навсегда», конкурсе детского и молодежного творчества «Славься, Отечество», Московском открытом конкурсе «Дела давно минувших дней», Международном фестивале-конкурсе «Серебряный обертон», открытом фестивале -конкурсе «Поющая струна».

Особое место в работе отдела занимает ансамбль гусляров «Серебряные струны», руководителем которого является преподаватель по классу гуслей Дьяченко Н.Ю.

Ансамбль является победителем множества фестивалей и публичных выступлений, является участником концертных программ благотворительного фонда Владимира Спивакова, выступает в абонементных концертах Московской государственной филармонии: «Древняя Русь», «Старина стародавняя», «Русские обряды, игры, потешки», Музыкально-просветительском абонементе «Новые имена».

Ансамбль – участник концерта «Классика -детям»  в Московском доме музыки.

            Вот уже 20 лет успешно работает ансамбль и оркестр народных инструментов, руководителем которого является Афанасьева Нина Ивановна. Оркестр  успешно выступает  на праздничных мероприятиях в парках: Бабушкинском,   Джангаровском.

Коллектив стал лауреатом 1-ой степени в Московском открытом конкурсе «Классика навсегда», в 6-ом международном фестивале «Друзья Болгарии», лауреатом 2-ой степени в зональном открытом конкурсе  «Юные исполнители на народных инструментах -2014»

            Лучшие выпускники отдела продолжили профессиональное музыкальное образование:

- Савкина Наташа – Московский областной колледж имени С. Прокофьева;

- Гуров Коля – Московский Государственный институт музыки имени А. Шнитке. В настоящее время артист государственного ансамбля МВД;

- У Дон Оу Илья – студент академии имени Гнесиных;

- Котюров Алексей – студент  академии Маймонида;

- Крысов Гриша окончил Московский Государственный институт музыки имени А. Шнитке и в настоящее время артист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. Осипова;

- Загорский Дмитрий- студент Московского областного музыкального колледжа имени С. Прокофьева.

            Преподаватели отдела  стремятся в своей работе к высоким результатам.

Главной целью работы коллектива является гармоничное развитие и воспитание учащихся.

 Клавишные народные инструменты. Заведующая - Цыганова Елена Григорьевна. Преподаватели  отдела: Киселева Т.Д., Сиротюк Н.Н.,Цыганова Е.Г.,Сосина В.В.

Количество обучающихся на клавишных народных инструментах за счет бюджетных ассигнований - 30.

На отделе народных инструментов ДМШ им. Г.В. Свиридова баян и аккордеон (клавишные инструменты) преподают педагоги, вырастившие не одно поколение юных музыкантов. Это профессиональные, инициативные педагоги с незаурядными творческими данными. Сильный дружный коллектив секции всегда чуждался рутины, завоевывая авторитет своей работы. Киселева Т.Д., Сосина В.В., Сиротюк Н.Н., Цыганова Е.Г. (председатель секции) – педагоги, чьи учащиеся выступали и выступают на различных концертных площадках округа, города. Василевская Юля, Украев Костя, Моисеев Саша, Казакова Ира, Никиреева Наталья, Гостев Саша, Бромбалов Валера, Файзулин Ахмет, Савин Женя, Марков Саша, Галламова Алеся – это лишь небольшая часть имен и фамилий, продолживших свое профессиональное обучение в музыкальных колледжах и вузах страны.

 Выявлению одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте, приобретению детьми знаний, умений и навыков игры на баяне и аккордеоне подчинена работа педагогов нашей секции. При приеме отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти. Возраст поступивших в первый класс может колебаться от шести с половиной лет до двенадцати лет. В процессе обучения учащиеся приобретают навыки и умения не только сольного, ансамблевого, но и оркестрового исполнительства. На отделе существует такая дисциплина, как «Оркестровый класс». Оркестр русских народных инструментов школы – постоянный участник не только внутришкольных мероприятий, но и городских концертов, различного рода фестивалей, конкурсов, включая международные.

Еще об одной стороне деятельности нашей секции хочется рассказать: педагоги в течение длительного времени курируют работу по музыкальному развитию и воспитанию детей в детских садах СВАО города Москвы. Этот проект называется «Классическая музыка в детском саду». Концерты проходят и в детских садах, и в здании нашей школы.

Хорошо, когда детство наполнено музыкой! Лучше чем музыка ничто не объединяет!

 Методические работы преподавателей отдела представляют большой интерес для профессионалов. Публикуем некоторые из них:

Киселева Т.Д., преподаватель по классу "Аккордеон":

"Воспитание образного представления у учащихся"

"Особенности работы с начинающими"

Образовательная программа  «Народные инструменты»  включает изучение следующих учебных предметов: специальность, сольфеджио, хоровой класс, слушание музыки, музыкальная литература, ансамбль, оркестр, предмет по выбору.

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» разработана  и  адаптирована для занятий по учебным планам ДМШ им.Г.В.Свиридова. Программа актуальна для комплексного музыкального развития детей разного возраста от 6,5 до 18 лет.

Цель данной программы - обеспечение целостного  художественно-эстетического развития личности, приобретение ею в процессе освоения   музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков и воспитание гармонично развитой личности.

Задачи:

Обучающие:

- приобретение необходимого для успешного обучения игре на народных

инструментах минимума знаний в области музыкальной грамоты, теории

и истории музыки;

-овладение основными исполнительскими навыками игры на народных

инструментах, позволяющими грамотно исполнять музыкальные

произведения;

- овладение навыком чтения с листа;

-приобретение навыков творческой деятельности, коллективного

музицирования (пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле);

Воспитательные:

- воспитание у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и

принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и

оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и

профессиональной требовательности;

- воспитание самостоятельности в работе.

Развивающие:

- развитие комплекса музыкальных способностей - слуха, памяти, ритма,

эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для

реализации художественного замысла композитора;

- приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

Срок освоения программы «Народные инструменты» составляет 7(8)или 5(6)

лет в зависимости от возраста и способностей детей. Формы проведения занятий:

- индивидуальные (музыкальный инструмент, фортепиано);

- мелкогрупповые (ансамбль)

- групповые (оркестровый класс, хоровой класс, слушание музыки,

сольфеджио, музыкальная литература);

Методы обучения по данной программе:

- словесный,

- наглядный,

- практический.

Программа предусматривает распределение учебного материала по годам

обучения – классам, каждый из которых имеет свои задачи и объем времени

аудиторной работы по каждому предмету, необходимого для освоения учебного

материала.

Прогнозируемые результаты освоения дополнительной

общеобразовательной программы «Народные инструменты»:

Знание:

-музыкальной грамоты;

- основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и

зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных

произведений;

- строения классических музыкальных форм;

- художественно-эстетических, технических особенностей, характерных

для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

- музыкальной терминологии;

Умение:

- грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в

ансамбле/оркестре на народном (щипковом и клавишном) инструменте;

- самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения на

народном щипковом или клавишном инструменте;

- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании

несложного музыкального произведения на народном инструменте;

- создавать художественный образ при исполнении музыкального

произведения на щипковом и клавишном народном инструменте;

Приобретение навыков:

- игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных

стилей и жанров;

- чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном

инструменте и на фортепиано;

- подбора по слуху;

- публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых);

- восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров,

созданных в разные исторические периоды;

- записи простейшего музыкального текста по слуху;

Оценка качества реализации дополнительной общеобразовательной

программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную

и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, ответственности, организации домашних

занятий.

Средства текущего контроля: контрольные работы, устные опросы,

письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания,

технические зачеты.

Текущий контроль успеваемости обучающихся контролируется

преподавателем. Оценки выставляются в журнал, книги академических

концертов и дневник учащегося.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося на

определенном этапе и проводится в форме контрольных уроков, зачетов и

экзаменов, которые могут проходить в виде технических зачетов,

академических концертов, исполнения концертных программ, письменных

работ и устных опросов.

Оценки учащимся выставляются по окончании четверти или полугодий

учебного года по каждому изучаемому учебному предмету в дневник, журнал и

сводную ведомость школы. При выставлении итоговой (переводной) оценки

учитывается годовая работа учащегося, оценка на академических зачетах и

другие выступления учащегося в течение года.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной

аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в

свидетельство об окончании ОУ.

Система оценок пятибалльная.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество владения полным

комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках

представленной сольной программы и проводится в форме выпускных

экзаменов по следующим предметам:

1. Специальность;

2. Сольфеджио;

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Реализация данной программы предполагает планирование работы

концертмейстеров по предметам: специальность, ансамбль, хоровой класс,

ритмика в количестве от 50 до 100% аудиторного времени.

Материально-техническая база школы соответствует санитарным и

противопожарным нормам и нормам охраны труда.

2.Реализация программы «Народные инструменты» обеспечивается

утвержденным школой Учебным планом, который рассчитан на 5(6) и 7(8)лет

обучения, содержит перечень учебных дисциплин и предусматривает

количество часов, отведенных на занятия учащихся в каждом классе:

 Учебный план Детской музыкальной школы им.Г.В.Свиридова

на 2016 – 2017 учебный год.

инструментальные классы

срок обучения 7 лет:

№№

п.п.

 

Наименование предмета

Количество часов в неделю

по классам

Экзамены проводятся в классах

I

II

III

IV

V

VI

VII

1.

 Музыкальный

инструмент

2

2

2

2

2

2

2

          VII

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

          VII

3.

Коллективное

музицирование: 

хор,ансамбль, оркестр  и др.

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

3

 

 

 

3

 

4.

Слушание музыки

1

1

1

-

-

-

-

 

5.

Музыкальная литература

-

-

-

1

1

1

1

 

6.

Предмет по выбору

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

6,5

6,5

6,5

6,5

8,5

8,5

8.5

 

Примечание:  перечень предмета по выбору включает: общее фортепиано,  ансамбль, сочинение, элементарная теория музыки и др. Ансамбль – предмет по выбору в 1 и 2 классах, с 3 класса ансамбль переходит в базовый.

Увеличение часов по предмету «Музыкальный инструмент» в 1,2 классе

предусмотрено за счѐт часов «Предмет по выбору».  

Инструментальные классы срок обучения 5 лет:

№№

п.п.

 

Наименование предмета

Количество часов в неделю

по классам

Экзамены проводятся в классах

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

1.

 Музыкальный

инструмент

1,5

2

2

2

2

 

 

 

V

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

 

                         V

3.

Коллективное

музицирование: хор

оркестр, ансамбль и др.)

 

1

-

 

1

-

 

1

2

 

1

2

 

1

2

 

 

4.

Слушание музыки

1

-

-

-

-

 

 

5.

Музыкальная литература

-

1

1

1

1

 

 

6.

Предмет по выбору

1

1

1

1

1

 

 

 

 

6

6,5

8,5

8,5

8,5

 

 

Примечание:  перечень предмета по выбору включает: общее фортепиано,  ансамбль, сочинение, элементарная теория музыки и др. Ансамбль – предмет по выбору в 1 и 2 классах, с 3 класса ансамбль переходит в базовый.

Увеличение часов по предмету «Музыкальный инструмент» в 1,2 классе

предусмотрено за счѐт часов «Предмет по выбору».  

3.Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Народные

инструменты»:

Содержание программы составляет краткое описание предметов учебного плана

инструментального отдела:

Учебный предмет  «Музыкальный инструмент» (баян, аккордеон, домра,

балалайка, гитара) направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и

навыков игры на клавишном или щипковом народном инструменте, получение

ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и

духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре включает в

себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и

необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети

приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими

достижениями мировой музыкальной культуры.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет

целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества,

необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время

программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать

профессиональными музыкантами.

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах

искусств, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память,

ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с

теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими

занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора,

формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении

других учебных предметов дополнительных общеобразовательных программ в

области искусств.

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок дня

творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование

эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и

овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение

детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

и ориентирована на:

- развитие художественных способностей детей и формирование у

обучающихся потребности общения с явлениями музыкального

искусства;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке

доброжелательности, способствующей приобретению навыков

музыкально-творческой деятельности;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в

дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в

области музыкального искусства.

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными

предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает

важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой

составляющей дня последующего изучения предметов в области теории и

истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных

предметов в области музыкального исполнительства.

Музыкальная литература - учебный предмет, который способствует

формированию музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и

анализа музыкальных произведений, приобретению знаний о закономерностях

музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных

средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории,

истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и

литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и

расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства,

воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-

развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов

музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта- инструменталиста.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением

игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из

важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает

формированию интонационных навыков, необходимых для овладения

исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний,

умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и

художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика

Предмет по (фортепиано) - Ставит своей целью овладение первоначальными

навыками и техникой игры на фортепиано, учит детей понимать характер

исполняемых произведений.

Обучение на фортепиано проводится по индивидуальному плану, в форме

индивидуальных занятий и включает не только разучивание пьес, но развивает

технические возможности на примерах изучения гамм, этюдов, прививает

навыки чтения с листа, ансамблевого музицирования, знакомит с простейшими

видами полифонии, оказывает неоценимую помощь в изучении музыкально-

теоретических дисциплин.

Предмет по выбору (Ансамбль) - решает очень важные задачи в воспитании

учащихся:

- знакомство с различными произведениями ансамблевой литературы,

способствующее значительному расширению кругозора учащихся и

повышению их общего музыкального уровня;

- воспитание у учащихся чувства ансамбля – умения слышать себя и

партнеров;

- стремление к художественному единству при исполнении.

- воспитание чувства коллективизма

- воспитание любви к музыке

- развитие интереса, мотивации для дальнейшего обучения

4.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

программы «Народные инструменты» составляют:

- квалифицированные педагогические кадры

- комплекс учебно-методической литературы, методических разработок

- большой запас нотной литературы

- наличие аудио, видеоаппаратуры, методических пособий, наглядных и

демонстрационных материалов

- наличие классов для теоретических занятий, оснащенных

электроинструментами, интерактивной доской, наличие классов для индивидуальных занятий

- наличие необходимого инструментария

- наличие залов для концертных выступлений учащихся

 

Образовательные программы: