Фортепиано

 Фортепианный отдел существует с первых дней открытия школы.

Основное направление  работы отдела – воспитание всесторонне развитых, целеустремленных, трудолюбивых и самостоятельных молодых людей, знакомых с культурным и музыкальным мировым наследием, а также обучение игре на фортепиано в старых традициях пианизма с использованием современных  методик и тенденций и опыта работающих преподавателей.

С первых лет на отделе работают творчески одаренные, профессиональные, увлеченные своим делом преподаватели, посвятившие себя  музыкальному воспитанию молодого поколения.

Руководили работой отдела Ашмарина Л.Н., Куперман Э.Г., Верижникова Т.А., Белова Е.В., Липилина Н.Г., Волосевич Т.Н., Ревенко Г.В.

В настоящее время на отделе работают преподаватели:

- Гришунова Елена Антоновна – заведующая отделом;

- Ашмарина Людмила Николаевна;

- Верижникова Татьяна Александровна – Почетный работник культуры г. Москвы;

- Волкова Татьяна Васильевна;

- Волосевич Татьяна Николаевна – Почетный работник культуры г. Москвы;

- Иванютина Ирина Анатольевна;

- Коляго Юлия Анатольевна;

- Михеева Вера Петровна;

- Мкртчян Нуне Терановна;

- Молчанова Татьяна Андреевна;

- Русанова Зинаида Михайловна;

- Слепова Александра Михайловна.

pianotd.gif

Количество обучающихся за счет бюджетных ассигнований - 123, по договорам об образовании за счет средств физических лиц - 11 чел.

               На отделе всегда велась большая методическая работа. 

Одним из важных событий школы и отдела – Фестиваль имени Г.В. Свиридова, который показал активность  учащихся нашей школы и других музыкальных школ г. Москвы.

               Учащиеся отдела принимают участие в прослушиваниях отдела, школьных и окружных концертах, а лучшие -  участвуют в городских концертах, смотрах, фестивалях и конкурсах.

Ученики успешно представляли школу на фестивале-смотре «Наши надежды», конкурсе им. Л.Н. Власенко «Ступени к совершенству», конкурсе им. Я.Флиера, конкурсе «Московские звездочки», открытом фестивале им. А. Скрябина, фестивале-конкурсе «Дети России XXI века», фестивале ансамблей «Сафоновские ассамблеи», окружном детско-юношеском фестивале «Зеленоградская весна»,  открытом фестивале им. Э. Грига, Первом московском международном фестивале  имени А.С.  Даргомыжского  и других.  

               Победителями и  лауреатами данных мероприятий стали Запольский Илья (преп. Верижникова Т.А.) , Любезнова Антонина (преп. Волосевич Т.Н.), Елисеев Костя (преп. Мкртчан Н.Т.), Эзенванне Роман (преп. Молчанова Т.Н.) и другие.

                Кроме  основной деятельности на отделе ведется работа по расширению педагогического репертуара. Подготовлены и вышли в печать три сборника: «Хрестоматия»  для 3, 4 и 5 классов и шесть сборников «Ансамблей» для всех классов обучения под редакцией Верижниковой Т.А.

               Помимо курсов повышения квалификации преподавателей, в школе постоянно проводятся мастер-классы, тематические вечера, творческие встречи:   с А.С. Белоненко (племянник Г.В. Свиридова), В. Живовым, с М.Л. Аркадьевым (автором семинаров по современному пианизму, и концертмейстером в цикле записей вокальных произведений с Г.В. Свиридова, И.В. Катаевым – представителем Европейской школы из Чехии, Л. Спиваком  (Израиль), постоянно поддерживается контакт с профессором  Московской консерватории   Ксенией  Кнорре, которая часто выступает с сольными концертами в школе .

               Одним из направлений работы отдела является просветительская деятельность. В этом направлении в последние годы проводятся тематические концерты и музыкально-литературные композиции с привлечением большого количества учащихся нашего и других отделов с использованием современных компьютерных технологий. Новогодние представления «Щелкунчик», «Музыка Франции», «Сказочные герои в музыке», «Музыка зимы», «Музыкальное путешествие по Европе», «Музыкальное путешествие вокруг Света» оставили незабываемое впечатление у зрителей и исполнителей.

               В традиционных «Семейных концертах» школы постоянно принимает  участие большое количество учащихся  с родителями и членами своей семьи.

               Также отделом осуществляется связь с дошкольными учреждениями района по программе «Классическая музыка в детском саду»

                Большинство наших выпускников – активные слушатели и любители музыки.

Выпускники, которые выбрали своей профессией музыку. Многие продолжили обучение в средних и высших учебных заведениях. Закончили  консерваторию, работают по избранной специальности. Зубов Витя  (преп. Верижникова Т.А.), Нгуен Павел (преп. Липилина Н.Г.), Курлаев Дима (преп. Молчанова Т.А.) – дирижер Концертного образцового оркестра РЖД, Урманцева Аня (преп. Липилина Н.Г.) и Чурикова Яна  (преп. Закощикова Т.В.) – ведущие музыкально-познавательных  телепередач, Ляточевская Юля, Антонова Марина (преп. Коляго Ю.А.) – является  кандидатом педагогических наук и работает в МГПУ доцентом кафедры инструментального исполнительства, Бандурин Максим (преп. Ревенко Г.В.) – живет и продолжает образование в Бельгии, Дроздов Саша (преп. Липилина Н.Г.) – гастролирующий пианист, работает в Бельгии.

               В настоящее время отдел продолжает активно развиваться, широко используя существующие традиции, накопленный опыт и новейшие технологии в обучении и воспитании учащихся.   

Образовательная программа отделения ФОРТЕПИАНО включает изучение следующих учебных предметов: специальность и чтение с листа, сольфеджио, хоровой класс, слушание музыки, музыкальная литература, предмет по выбору.

Учебный план Детской музыкальной школы имени Г.В.Свиридова:

Учебный план Детской музыкальной школы им.Г.В.Свиридова

на 2016– 2017 учебный год.

инструментальные классы

срок обучения 7 лет:

№№

п.п.

 

Наименование предмета

Количество часов в неделю

по классам

Экзамены проводятся в классах

I

II

III

IV

V

VI

VII

1.

 Музыкальный

инструмент

2

2

2

2

2

2

2

          VII

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

          VII

3.

Коллективное

музицирование: 

хор,ансамбль, оркестр  и др.

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

3

 

 

 

3

 

4.

Слушание музыки

1

1

1

-

-

-

-

 

5.

Музыкальная литература

-

-

-

1

1

1

1

 

6.

Предмет по выбору

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

6,5

6,5

6,5

6,5

8,5

8,5

8.5

 

Примечание:  перечень предмета по выбору включает: общее фортепиано,  ансамбль, сочинение, элементарная теория музыки и др. Ансамбль – предмет по выбору в 1 и 2 классах, с 3 класса ансамбль переходит в базовый.

Увеличение часов по предмету «Музыкальный инструмент» в 1,2 классе предусмотрено за счѐт часов «Предмет по выбору».  

Инструментальные классы срок обучения 5 лет:

№№

п.п.

 

Наименование предмета

Количество часов в неделю

по классам

Экзамены проводятся в классах

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

1.

 Музыкальный

инструмент

1,5

2

2

2

2

 

 

 

V

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

 

                         V

3.

Коллективное

музицирование: хор

оркестр, ансамбль и др.)

 

1

-

 

1

-

 

1

2

 

1

2

 

1

2

 

 

4.

Слушание музыки

1

-

-

-

-

 

 

5.

Музыкальная литература

-

1

1

1

1

 

 

6.

Предмет по выбору

1

1

1

1

1

 

 

 

 

6

6,5

8,5

8,5

8,5

 

 

Примечание:  перечень предмета по выбору включает: общее фортепиано,  ансамбль, сочинение, элементарная теория музыки и др. Ансамбль – предмет по выбору в 1 и 2 классах, с 3 класса ансамбль переходит в базовый. Увеличение часов по предмету «Музыкальный инструмент» в 1,2 классе предусмотрено за счѐт часов «Предмет по выбору».  

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

 Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных  общеобразовательных программ в области искусств.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста. Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок дня творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей дня последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства. 

Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства,воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

                 Образовательные программы: