Струнные инструменты

 На отделе струнно-смычковых инструментов работают 6 преподавателей.

Обучение ведется по инструментам скрипка, виолончель. Количество обучающихся за счет бюджетных ассигнований - 55.

Заведующей отделом является Жарова Зауре Бакытжановна.

Преподаватели: Осипенко В.Н., Мацаберидзе З.Ш., Долганова О.А., обладая большим стажем и опытом, выпустили немалое количество выпускников за свою творческую деятельность.  Двое молодых преподавателей Жарова З.Б.и Брайнинг А.Я., работая в школе всего несколько лет, смогли уже показать очень хорошие результаты. Брайнинг А.Я. с успехом подготовила  Мерзлякову Катю для поступления в музыкальный колледж при МГК, где  она продолжает свое профессиональное образование. Учащиеся класса Жаровой З.Б. стали лауреатами многих конкурсов- Бядниева Элина, выступив на зональном конкурсе в  г. Пушкино, была высоко оценена членами жюри и получила Гран-при, а также   лауреатом II степени  международного конкурса «Открытая Европа».  А в 2014 Жарова З.Б. стала лауреатом Премии Правительства Москвы в области искусства.

 Обучаясь игре на струнных смычковых инструментах, ребята имеют возможность участвовать в различных концертных мероприятиях школы, концертах ДШИ и ДМШ Северо-Восточного округа, а также в городских концертах и различных конкурсах. Это всегда является огромным стимулом для ребят и вызывает большой интерес к выступлениям.                                       

 Преподаватели отдела профессионально работают с учащимися, прививая им интерес к инструменту, к музыке и к искусству в целом. Обучая детей профессиональным приемам игры на инструменте, помогают им постепенно раскрывать свои творческие возможности.

Руководителем отдела  более 25 лет  была Соколовская Р.Д., которая  более 40 лет ведет  класс виолончели. Учащиеся ее класса являются постоянными участниками концертов. За последние годы бывшие выпускники класса Широкинский  Роман,  Зозирова  Марина продолжают свое профессиональное образование.      На отделе огромное внимание уделяется ансамблевой игре. Педагоги, взаимодействуя с другими отделами, привлекают ребят для участия в камерных ансамблях (трио, дуэты). Учащиеся  отдела являются постоянными участниками просветительских концертов, являясь исполнителями Правительственной программы «Классическая музыка в детском саду».  Педагоги отдела Жарова З.Б. и Соколовская Р.Д. ведут большую исполнительскую работу, являясь постоянными участниками концертов  городской московской педагогической филармонии. Р.Д.Соколовская, ведя большую общественную работу, является членом художественного совета педагогической филармонии.  

Продолжили музыкальное образование выпускники отдела:   Федотова Карина,Широкинский Рома, Шимкович Вика, Зозирова Марина, Мерзлякова Катя, Жучкина Катя                                       

В составе отдела: Соколовская Р.Д., Долганова О.А., Жарова З.Б., Осипенко В.Н., Мацаберидзе З.Ш., Брайнинг А.Я.

Образовательная программа  «Струнные инструменты»   

включает изучение следующих учебных предметов: специальность, сольфеджио,

хоровой класс, слушание музыки, музыкальная литература, ансамбль,  предмет по выбору.

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального

искусства «Струнные инструменты» разработана  и адаптирована для занятий по учебным планам ДМШ имени Г.В.Свиридова. Программа актуальна для комплексного музыкального развития детей разного возраста от 6,5 до 18 лет.

Цель данной программы - обеспечение целостного художественно-

эстетического развития личности, приобретение ею в процессе освоения ОП

музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков и

воспитание гармонично развитой личности.

Задачи:

Обучающие:

- приобретение необходимого для успешного обучения игре на струнных

инструментах минимума знаний в области музыкальной грамоты, теории

и истории музыки;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на струнных

инструментах, позволяющими грамотно исполнять музыкальные

произведения;

- овладение навыком чтения с листа;

- приобретение навыков творческой деятельности, коллективного

музицирования (пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле);

Воспитательные:

- воспитание у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и

принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и

оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и

профессиональной требовательности;

- воспитание самостоятельности в работе.

Развивающие:

- развитие комплекса музыкальных способностей - слуха, памяти, ритма,

эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для

реализации художественного замысла композитора;

- приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

Срок освоения программы «Струнные инструменты» составляет 7(8) лет

Формы проведения занятий:

- индивидуальные (музыкальный инструмент, фортепиано);

- мелкогрупповые (ансамбль)

- групповые (оркестровый класс, хоровой класс, слушание музыки,

сольфеджио, музыкальная литература);

Методы обучения по данной программе:

- словесный,

- наглядный,

- практический.

Программа предусматривает распределение учебного материала по годам

обучения – классам, каждый из которых имеет свои задачи и объем времени

аудиторной работы по каждому предмету, необходимого для освоения учебного

материала.

Прогнозируемые результаты освоения дополнительной

общеобразовательной программы «Струнные инструменты»:

Знание:

- музыкальной грамоты;

- основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и

зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных

произведений;

- строения классических музыкальных форм;

- художественно-эстетических, технических особенностей, характерных

для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

- музыкальной терминологии;

Умение:

- грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в

ансамбле/оркестре на струнном (смычковом и щипковом) инструменте;

- самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения на

струнном инструменте;

- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании

несложного музыкального произведения на струнном инструменте;

- создавать художественный образ при исполнении музыкального

произведения на струнном смычковом или щипковом инструменте;

Приобретение навыков:

- игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных

стилей и жанров;

- чтения с листа несложных музыкальных произведений на струнном

инструменте и на фортепиано;

- подбора по слуху;

- публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых);

- восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров,

созданных в разные исторические периоды;

- записи простейшего музыкального текста по слуху;

Оценка качества реализации дополнительной общеобразовательной

программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную

и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, ответственности, организации домашних

занятий.

Средства текущего контроля: контрольные работы, устные опросы,

письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания,

технические зачеты.

Текущий контроль успеваемости обучающихся контролируется

преподавателем. Оценки выставляются в журнал, книги академических

концертов и дневник учащегося.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося на

определенном этапе и проводится в форме контрольных уроков, зачетов и

экзаменов, которые могут проходить в виде технических зачетов,

академических концертов, исполнения концертных программ, письменных

работ и устных опросов

Оценки учащимся выставляются по окончании четверти или полугодий

учебного года по каждому изучаемому учебному предмету в дневник, журнал и

сводную ведомость школы. При выставлении итоговой (переводной) оценки

учитывается годовая работа учащегося, оценка на академических зачетах и

другие выступления учащегося в течение года.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной

аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в

свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Система оценок пятибалльная.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество владения полным

комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках

представленной сольной программы и проводится в форме выпускных

экзаменов по следующим предметам:

1. Специальность;

2. Сольфеджио; 

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Реализация данной программы предполагает планирование работы

концертмейстеров по предметам: специальность, ансамбль, хоровой класс,

ритмика в количестве от 50 до 100% аудиторного времени.

Материально-техническая база школы соответствует санитарным и

противопожарным нормам и нормам охраны труда.

2.Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается

утвержденным школой Учебным планом, который рассчитан на 7(8) лет

обучения, содержит перечень учебных дисциплин и предусматривает

количество часов, отведенных на занятия учащихся в каждом классе:

Учебный план Детской музыкальной школы им.Г.В.Свиридова

на 2016 – 2017 учебный год.

инструментальные классы

срок обучения 7 лет:

№№

п.п.

 

Наименование предмета

Количество часов в неделю

по классам

Экзамены проводятся в классах

I

II

III

IV

V

VI

VII

1.

 Музыкальный

инструмент

2

2

2

2

2

2

2

          VII

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

          VII

3.

Коллективное

музицирование: 

хор,ансамбль, оркестр  и др.

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

3

 

 

 

3

 

4.

Слушание музыки

1

1

1

-

-

-

-

 

5.

Музыкальная литература

-

-

-

1

1

1

1

 

6.

Предмет по выбору

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

6,5

6,5

6,5

6,5

8,5

8,5

8.5

 

Примечание:  перечень предмета по выбору включает: общее фортепиано,  ансамбль, сочинение, элементарная теория музыки и др. Ансамбль – предмет по выбору в 1 и 2 классах, с 3 класса ансамбль переходит в базовый.

Увеличение часов по предмету «Музыкальный инструмент» в 1,2 классе

предусмотрено за счѐт часов «Предмет по выбору».  

Инструментальные классы срок обучения 5 лет:

№№

п.п.

 

Наименование предмета

Количество часов в неделю

по классам

Экзамены проводятся в классах

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

1.

 Музыкальный

инструмент

2

2

2

2

2

 

 

 

V

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

 

                         V

3.

Коллективное

музицирование: хор,

оркестр, ансамбль и др.)

 

1


 

1


 

3


 

3

 

3

 

 

4.

Слушание музыки

-

-

-

-

-

 

 

5.

Музыкальная литература

-

1

1

1

1

 

 

6.

Предмет по выбору

1

1

1

1

1

 

 

 

 

5,5

6,5

8,5

8,5

8,5

 

 

Примечание:  перечень предмета по выбору включает: общее фортепиано,  ансамбль, сочинение, элементарная теория музыки и др. Ансамбль – предмет по выбору в 1 и 2 классах, с 3 класса ансамбль переходит в базовый.

Увеличение часов по предмету «Музыкальный инструмент» в 1,2 классе

предусмотрено за счѐт часов «Предмет по выбору».  

3.Содержание дополнительной общеобразовательной программы «струнные

инструменты»:

Содержание программы составляет краткое описание предметов учебного

плана инструментального отдела:

Учебный предмет Музыкальный инструмент (скрипка, виолончель)

направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на

смычковом или щипковом струнном инструменте, получение ими

художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-

нравственное развитие ученика.

Обучение игре на скрипке, виолончели, арфе включает в себя музыкальную

грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и необходимые навыки

самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой

деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой

музыкальной культуры.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет

целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества,

необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время

программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать

профессиональными музыкантами.

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах

искусств, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память,

ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с

теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими

занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора,

формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки

должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении

других учебных предметов дополнительных общеобразовательных программ в

области искусств.

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок дня

творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование

эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и

овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение

детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся  и ориентирована на:

- развитие художественных способностей детей и формирование

у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального

искусства;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке

доброжелательности, способствующей приобретению навыков

музыкально-творческой деятельности;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в

дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в

области музыкального искусства.

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными

предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает

важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой

составляющей дня последующего изучения предметов в области теории и

истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных

предметов в области музыкального исполнительства.

Музыкальная литература - учебный предмет, который способствует

формированию музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и

анализа музыкальных произведений, приобретению знаний о закономерностях

музыкальной формы, о специфике музыкального языка,  выразительных

средствах   музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории,

истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и

литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и

расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства,

воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-

развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов

музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является

предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта -

инструменталиста.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением

игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из

важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает

формированию интонационных навыков, необходимых для овладения

исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний,

умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и

художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика

Предмет по выбору (фортепиано) - ставит своей целью овладение

первоначальными навыками и техникой игры на фортепиано, учит детей

понимать характер исполняемых произведений.

Обучение на фортепиано проводится по индивидуальному плану, в форме

индивидуальных занятий и включает не только разучивание пьес, но развивает

технические возможности на примерах изучения гамм, этюдов, прививает

навыки чтения с листа, ансамблевого музицирования,  знакомит с простейшими

видами полифонии, оказывает неоценимую помощь в изучении музыкально-

теоретических дисциплин.

Предмет по выбору (ансамбль) - решает очень важные задачи в воспитании

учащихся:

- знакомство с различными произведениями ансамблевой литературы,

способствующее  значительному расширению кругозора учащихся и

повышению их общего музыкального уровня;

- воспитание у учащихся чувства ансамбля – умения слышать себя и

партнеров;

- стремление к художественному единству при исполнении.

- воспитание чувства коллективизма

- воспитание любви к музыке

- развитие интереса, мотивации для дальнейшего обучения

4.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

программы «Струнные инструменты» составляют:

- квалифицированные педагогические кадры

- комплекс учебно-методической литературы, методических разработок

- большой запас нотной литературы

- наличие аудио, видеоаппаратуры, методических пособий, наглядных и

демонстрационных материалов

- наличие классов для теоретических занятий, оснащенных

электроинструментами, интерактивной доской

- наличие классов для индивидуальных занятий

- наличие необходимого инструментария

- наличие залов для концертных выступлений учащихся

 

Образовательные программы: